Важно, чтобы в дискуссионных мероприятиях, организуемых НКО, принимали участие эксперты, знающие проблемы изнутри
Председатель Общероссийского объединения пассажиров
Нужно дать возможность НКО свободно работать и развиваться, для этого важно создать «одно окно» при взаимодействии с органами власти
Для успешной реализации национальных проектов необходимо консолидировать потенциал всех некоммерческих организаций.
Председатель Президиума Общероссийской организации «Офицеры России», Герой России
По-настоящему сильным и независимым может быть только то государство, гражданское общество в котором – сильное и независимое
Председатель Международного союза бывших малолетних узников фашизма
Добиваться соблюдения прав людей – задача каждой некоммерческой общественной организации
Председатель правления межрегиональной общественной организации «Москва 2024»
Региональные НКО должны активнее участвовать в законотворческой деятельности
Председатель Общероссийской общественной организации «Союз садоводов России»
Всесторонняя поддержка социально ориентированных НКО – важнейшая задача государства
Президент Федерации силового многоборья, член Высшего совета Общероссийского движения «СИЛЬНАЯ РОССИЯ»
Люди неравнодушные и деятельные, гражданские активисты, способны менять мир вокруг к лучшему
О том, что сегодня представляет из себя некоммерческий сектор в нашей стране, какие задачи и проблемы перед ним стоят и каковы его перспективы, — об этом рассказал председатель Координационного совета некоммерческих организаций России, лидер Общероссийского движения «За реальные дела!» Антон Цветков в интервью медиапорталу «Социальные новости».
— Антон Владимирович, Вы – один из лидеров некоммерческого сектора в России, с серьёзным опытом и возможностями. Но никто не ожидал, что даже Вам удастся объединение НКО всей страны. Как Вы этого добились?
— Некоммерческие организации надо не объединять, а понимать и помогать им. Наша задача — консолидировать общие усилия для достижения реальных результатов в работе, организовать качественный диалог с органами власти и бизнесом, обмен опытом и повышение квалификации, обеспечить информационную поддержку. Всем этим мы и занимаемся. У нашей команды это хорошо получается. Со всеми НКО и гражданскими активистами мы говорим на одном языке и знаем друг друга много лет.
Координационный совет не подменяет собой деятельность некоммерческих организаций, а помогает в их работе и развитии. Именно поэтому представители большинства реально работающих НКО входят в наш совет.
— Как Вы оцениваете уровень взаимодействие власти с НКО?
— К сожалению, пока слабый. Госорганы неохотно взаимодействуют и используют потенциал НКО, зачастую не хотят слышать разумные замечания и предложения. А зря, ведь по ряду вопросов НКО работают эффективнее, чем многие чиновники, лучше знают проблемы народа, понимают, как их решать. И часто сами их решают, без бюджетов и административных возможностей.
Чиновники, зачастую слабо разбирающиеся в проблематике, ставят себя выше экспертов НКО только потому, что они работают в госорганах, а эксперты для них – это некие общественники. А ведь у многих этих общественников серьёзное образование и многолетний опыт работы в органах власти, и часто подход к работе более системный и государственный, чем у некоторых чиновников.
Нередко представители государственных и муниципальных органов власти недолюбливают людей, прямо указывающих на недостатки и заставляющих решать проблемы граждан. Намного удобней взаимодействовать с формальными, поддакивающими НКО и экспертами. Как правило, они пустые, за ними нет ни реального содержания, ни людей.
Нам удаётся это изменить. У нас есть возможности для коммуникации с чиновниками всех уровней, нас слышат и нам сложно отказать. Мы, в хорошем смысле слова, лоббируем интересы эффективных НКО и активистов, налаживаем их взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления.
Иногда бывает и по-другому: НКО имеет хорошую компетенцию и понимание по определённому вопросу, но изначально само находится в конфликте, не может или не хочет находить общий язык с тем или иным ведомством. И здесь мы тоже всем помогаем прийти к конструктиву.
— Кто входит в Координационный совет?
— Руководители и представители НКО федерального, межрегионального и регионального уровня, общественных организаций, фондов, автономных некоммерческих организаций и многие другие.
Мы работаем в формате «рыцарей круглого стола», у нас каждый имеет право голоса. Мы открыто и демократично обсуждаем все вопросы, принимаем консолидированные решения и вместе добиваемся результатов.
У нас не принято зачитывать доклады и выступления по бумаге, надо говорить компетентно, искренне, от души. Мы даем высказать свою позицию всем желающим. Минимум формализма — максимум работы на результат.
— Ведёте ли работу по обучению НКО?
— Это важная составляющая нашей работы. Мы приглашаем специалистов по юридическим, финансовым, налоговым вопросам, проводим лекции и семинары.
Особенно востребованы занятия по работе с социальными сетями и взаимодействию со СМИ. Представители НКО, имеющие хороший опыт в данных сферах, делятся им с коллегами.
— Как ведётся работа с экспертным сообществом?
— Системная работа с экспертами – один из наших приоритетов. Мы часто слышим, как тот или иной орган государственной власти, региональный или федеральный, обосновывая принятое решение, заявляет: «Мы предварительно обсудили с экспертами».
С какими экспертами? Да с теми, которых знают, которые под рукой. А мы делаем федеральный реестр экспертов. Каждый по своей категории, в своей сфере – для того, чтобы можно было обсуждать вопросы с учётом мнения всего экспертного сообщества, а не просто тех удобных экспертов, которых выборочно позвали на обсуждение той или иной проблематики.
— Вы говорите про эффективную деятельность НКО. А кто и как это оценивает?
— Очень часто на государственном уровне регулировать эти вопросы или что-то советовать пытаются те люди, которые сами не имеют никакого отношения к НКО и в этом ничего не понимают.
Поэтому определить критерии оценки эффективности НКО должны сами общественные лидеры, активисты, те, кто работает в этой сфере и знает её изнутри, а не понаслышке.
В этом контексте есть один очень важный момент: никто не может сказать, сколько в России существует реальных эффективных НКО. Никто до сих пор не определил критерии оценки этих организаций. И критерии оценки, ещё раз подчеркиваю, могут определить только сами представители некоммерческого сектора, которые разбираются в этой тематике, во взаимодействии с госорганами.
Поэтому мы объявили Всероссийскую перепись эффективных НКО. Цель — выявить реальные, живые, качественные организации, чтобы они могли взаимодействовать друг с другом, помогать и делиться опытом.
— Координационный совет каким-то образом помогает НКО в работе со СМИ?
— Средства массовой информации охотно и много пишут про ЧП, скандалы, негативные истории, о том, что даёт рейтинг. А когда общественная организация или гражданские активисты проводят реальные хорошие мероприятия или делают добрые дела, предлагают интересные инициативы, об этом зачастую молчат. Поэтому мы не только помогаем выстраивать взаимоотношения со СМИ, но и создаём собственные, посредством которых освещаем деятельность НКО.
— Вы часто упоминаете гражданских активистов. Каким образом работаете с ними?
— Мы знакомим НКО и гражданских активистов. Многие гражданские активисты не могут найти интересную некоммерческую организацию, где бы им было комфортно работать. Вот они сами по себе и действуют или пытаются что-то своё создать. А зачастую в этом нет необходимости: их просто нужно познакомить с нормальными хорошими организациями и помочь объединить потенциал.
Мы знакомим организации и активных, созидательных людей между собой. Мы очень многих уже познакомили, и это привело к существенному улучшению их работы. Для обмена опытом мы проводим семинары.
Кстати, у нас все бесплатно. Вообще нет ничего платного – вот это самая важная история.
— Многие восторженно отзываются о вашем Доме общественных организаций, расскажите о нем?
— Мы создали Дом общественных организаций, который помогает НКО в работе. Здесь есть залы для проведения круглых столов и общественных слушаний, переговорные, рабочие места. Мы открыты для всех, приходите, проводите любые мероприятия, мы ещё и поможем их организовать. Все бесплатно, даже парковка.
Наша команда относится к некоммерческим организациям очень по-доброму. Причём, подчёркиваю, на это мы не тратим бюджетных средств.
А вы попробуйте попасть в то или иное даже государственное здание, сказать: «Нам нужно что-то провести, дайте нам помещение». Или выставят счёт, или вообще не пустят. А мы реально развиваем НКО и даём им площадку в центре Москвы. С учётом нашего медиа-ресурса это не просто площадка, а трибуна для отстаивания своих идей и развития проектов. Так что ждём всех на Покровке, 5.
— А какие конкретно НКО уже работают в формате Координационного совета? Назовите наиболее известные.
— Огромное количество российских организаций – это «Матери России», Союз добровольцев России, «Офицеры России», Общероссийское объединение пассажиров, Российский Красный Крест, Комитет за гражданские права, Объединение потребителей России, Комитет солдатских матерей, Российский конгресс народов Кавказа и сотни других организаций. В целом абсолютно весь спектр организаций у нас представлен – общественный контроль, благотворители, правозащитники, защитники животных, экологи, защитники всех социальных групп населения, спортивные, ветеранские, патриотические организации и многие другие.
— Внушает уважение. Скажите, а всё-таки вы работаете с любыми НКО или есть какие-то ограничения?
— Со всеми, вне зависимости от национальной, религиозной, социальной или политической принадлежности. Мы открыты для всех.
Мы не сотрудничаем с теми, кто ворует деньги, получает их на решение социальных вопросов, и тратит, в первую очередь, на себя. Нам с такими не по пути.
Мы никогда не будем взаимодействовать с НКО, которые занимаются дестабилизацией в обществе, экстремистскими и фашистскими организациями.
— Как ваш Координационный совет решает финансовый вопрос?
— У нас нет госфинансирования. На общественную деятельность, я много раз уже говорил , больших денег не нужно.
Дом общественных организаций, наш аппарат и другие проекты финансируются Общероссийским движением «За реальные дела!».
Я, как и многие наши сподвижники, работаю на общественных началах.
Для проведения социальных мероприятий мы помогаем НКО получить необходимую площадку или транспорт бесплатно. Так как у нас есть имя и репутация, многие социально ответственные государственные и бизнес-организации нас готовы поддержать, видя, что мы занимаемся реальными делами в интересах страны и народа .
— Какова структура Координационного совета НКО?
— На меня и аппарат возложены организационные вопросы.
Есть Высший совет, в который входят руководители крупных общественных объединений, известные гражданские активисты.
Есть Экспертный совет, объединяющий представителей экспертного сообщества.
Есть тематические секции: экологическая, правозащитная, спортивная и другие. Там собираются и общаются между собой представители профильных НКО, потому что им интересно так общаться по своей работе.
Вот такая у нас достаточно простая и максимально демократичная структура.
Чтобы соблюсти паритет, руководители в советах и секциях не предусмотрены, их заседание ведёт один из членов. На профильных рабочих группах вопросы обсуждаются в простом и эффективном формате «проблема — путь решения — что для этого сделано».
— Как вы строите отношения с бизнесом?
— Бизнес – это как раз те, кто может обеспечить финансирование и поддержку НКО. Если нормальная качественная некоммерческая организация работает эффективно, то она всегда сможет найти социально ответственного бизнесмена, который будет ей помогать. Особенно, если бизнесмен будет видеть реальную работу и результат.
— Какие наиболее серьёзные проблемы сейчас решает Координационный совет? Что можно считать стратегическим направлением?
— Основная задача — улучшить диалог между обществом и властью. Пока он декларативен и формален. Отсюда — взаимное недоверие между некоммерческим сектором и органами государственной власти. Эту ситуацию нужно исправлять.
Достаточно непрозрачно и неэффективно выстроена господдержка некоммерческого сектора. Выделяются колоссальные деньги, но зачастую реально работающие НКО получить их не могут.
Есть определённые проблемы и недобросовестные организации и в самом некоммерческом секторе, эти вопросы тоже необходимо решать.
— А в законодательной сфере?
— Разумеется, здесь тоже есть проблемы. Например, мы считаем, что «Закон об основах общественного контроля в Российской Федерации» совершенно пустой. Толку от него нет никакого. Мы готовим свои предложения по общественному контролю и считаем, что необходимо расширять перечень возможностей для реально работающих и демонстрирующих результаты общероссийских организаций.
Также необходимо расширять возможности НКО в области избирательного права, права выступления с законодательными инициативами, а также в других сферах. Не сомневаюсь, что по всем направлениям нам удастся добиться победы, потому что по-другому мы работать не умеем – только на результат!